+38 (057) 761-73-92
+38 (093) 761-73-92
+38 (099) 355-62-14
+38 (097) 533-37-05
+38 (050) 537-90-61
Задержку речевого развития классифицируют на два вида:
Причинами возникновения задержки речевого развития могут стать:
Существуют следующие признаки ЗРР:
Диагностика ЗЗР заключается в комплексном обследовании ребенка у детского невропатолога, психоневролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Педиатр должен определить соматический статус и допустимые причины патологии, а также направить малыша к специалистам необходимого профиля. Такие исследования, как ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головного мозга, необходимы для выявления инфекционного поражения.
Осмотр отоларинголога требуется для исключения тугоухости, отита, аденоидов. Задача логопеда состоит в изучении анамнестических данных, уровень развития моторики и речевого аппарата, слуховых и зрительных реакций, коммуникативную деятельность ребенка. У малышей до 1 года наблюдается голосовая и доречевая активность. Диагностика обследования речи состоит в проведении денверского теста психомоторного развития, используется шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития и др.
Коррекция ЗЗР зависит от причин, которые способствовали возникновению отставания речевого развития. При социально-педагогических факторах, прежде всего требуется организация благоприятной коммуникативной атмосферы, стимуляция речевого формирования, правильный подбор развивающего материала, визуализация образов правильной речи, проговаривание всех осуществляемых действий ребенка.
При дисфункции мозга детским неврологом назначается терапия, включающая в себя прием ноотропных средств, курс массажа, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и т.д. Помимо медицинской коррекции и семейного воспитания, пациентам с ЗРР требуются регулярные занятия с логопедом и психологом по формированию речи и познавательных навыков. Особое внимание должно акцентироваться на развитии моторики, пальчиковым и активным играм, трудовой деятельности, дидактическим занятиям, развитию зрительной и слуховой концентрации, связной речи.
Профилактика задержки речевого развития заключается в создании благоприятных условий для нормального течения беременности, родов и постнатального периода, создании правильной речевой атмосферы и обеспечении адекватных микросоциальных условий.
Для определения уровня речевого развития в возрасте 2-3 лет необходимо посетить врача-логопеда.