+38 (057) 761-73-92
+38 (093) 761-73-92
+38 (099) 355-62-14
+38 (097) 533-37-05
+38 (050) 537-90-61
Согласно классификации, разработанной психиатром Лебединской, происхождение ЗПР может быть:
Из-за некорректного индивидуального развития психики отклонения выявляются к 4-5 годам, чаше – в начальной школе.
Нарушение психического развития может возникнуть как во время беременности, так и после появления малыша на свет. Негативное влияние способны оказать причины биологического характера (например, болезни) и социально-психологические факторы.
К первой группе относятся патологии беременности: инфекции, угрозы выкидыша, недоношенность, резус-конфликт, токсикоз; курение или алкоголизм родителей. После рождения отрицательно сказаться на здоровье может грипп, рахит, различные инфекции, черепно-мозговые травмы, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, новообразования головного мозга.
Среди социальных факторов сказывается отрыв малыша от матери, изоляция, недостаточное общение со сверстниками и взрослыми людьми, гиперопека, гипоопека, насилие в семье, авторитарный подход в воспитании.
ЗПР вторичного характера возможна из-за недостатка сенсорной информации и общения в случае ранних проблем со слухом, зрением, речью.
Больные детки отличаются замедленным и неточным восприятием. Они испытывают сложности при составлении целостной картины окружающего мира. Больше всего страдает слуховое восприятие, поэтому рекомендуется во время учебы и развивающих игр использовать визуализацию.
Малышам трудно сконцентрироваться, они постоянно отвлекаются и переключают свое внимание. Невозможность сосредоточиться и довести начатое дело до конца часто сказывается на обучении. Дети, подверженные ЗПР, имеют плохую память, скудную мыслительную активность. У них неплохо развито наглядно-действенное мышление, однако анализ информации, сравнение, обобщение и составление выводов вызывает большие трудности.
Речевая специфика заключается в искажении звуков, ограниченном словарном запасе, отсутствии контроля над правильным воспроизведением слов и построением предложений.
Замедление темпов развития влияет и на формирование характера. Ребенок растет безынициативным, замкнутым, безвольным, агрессивным, конфликтным, тревожным. У него часто меняется настроение, он предпочитает проводить время в одиночетве, избегает сверстников. Его игры однообразны, стереотипны, часто не имеют сюжета и правил.
Одним из симптомов считается нарушенная координация, неловкость движений. Малышу свойственна недостаточно развитая координация и непроизвольные движения мышц.
Диагностирование ЗПР возможно лишь после полного обследования. Необходимо записаться на прием к педиатру или детскому психологу, чтобы установить отклонение. Также потребуется консультация детского невролога, логопеда, дефектолога.
Врач должен изучить данные анамнеза, медицинской карты, провести нейропсихологическую диагностику, проанализировать условия, в которых живет и воспитывается пациент.
Дополнительно назначается электроэнцефалография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.
При таких отклонениях необходима длительная работа с психологом, логопедом, неврологом. Зачастую ребенка переводят в специализированное место обучения, где применяются уникальные методики. Они заключаются в дозированной подаче материала, наглядных примерах, многократных повторениях. Также важна частая смена деятельности, игровая терапия, арттерапия.
Медикаментозное лечение возможно при выявлении соматических заболеваний и церебрально-органических расстройств. Приветствуется проведение массажей, лечебной физкультуры и водолечения.
Профилактические меры должны начаться на этапе планирования беременности. Будущие родители обязаны вести здоровый образ жизни, правильно питаться, отказаться от алкоголя и курения.
В раннем возрасте ребенок нуждается в профилактике заболеваний, полноценном воспитании и обучении, общении со сверстниками, внимании со стороны родителей.