+38 (057) 761-73-92
+38 (093) 761-73-92
+38 (099) 355-62-14
+38 (097) 533-37-05
+38 (050) 537-90-61
Разновидности расстройства различают по природе припадков:
Стоит отметить, что локальные приступы способны со временем перейти во вторично-генерализованные: начавшись в определенной зоне, охватить всю кору мозга.
Одной из причин заболевания являются отклонения развития мозга, в котором механизмы возбуждения превосходят процессы торможения. Зачастую пораженные (эпилептические) нейроны и очаги их сосредоточения возникают в силу приобретенных или наследственных факторов.
В случае генетической предрасположенности нейронные мембраны (отвечают за возбуждение/торможение) нестабильны, а баланс передачи электронных импульсов между отдельными клетками-нейронами нарушен. В одном из десяти случаев ребенок получает заболевание в наследство от родителей.
Наследственные нарушения обмена веществ, болезнь Дауна, нейрокожные синдромы также способны приводить к эпилепсии.
Нередко механизмы возникновения болезни восходят к периоду пребывания в утробе матери, а также к моменту рождения. Спровоцировать патологические изменения могут токсикозы у беременных, недостаточное снабжение плода кислородом, родовые травмы головы, желтуха у новорожденных.
Почвой для заболевания также иногда становятся врожденные мозговые дефекты, менингит, арахноидит, энцефалит, черепно-мозговые травмы, осложнение сепсиса, гриппа, пневмонии. Около трети больных детским церебральным параличом также страдают от эпилептического расстройства.
Симптоматика недуга весьма разнообразна в связи с существованием множества форм патологии, а также большим числом разновидностей припадков.
Предвещают приступ головные боли, чувство страха, раздражительность. Пациент временами испытывает ряд изменений в визуальном, слуховом, вкусовом и обонятельном восприятии мира.
При генерализованном приступе ребенок неожиданно падает, кричит или стонет, теряет сознание. В течение нескольких секунд мышцы напрягаются, голова запрокидывается, челюсти крепко смыкаются, лицо приобретает синюшный оттенок, зрачки расширяются, ноги вытягиваются, руки сжимаются в локтях. Далее начинаются судороги, которые длятся около полутора минут. Человек шумно дышит, появляется пена изо рта, есть опасность прикусить язык, возможно неконтролируемое опорожнение мочевого пузыря и кишечника. Когда судороги проходят, пациенты чаще всего не откликаются на окружающих, проваливаются в сон, а после него ничего не помнят.
Случаются также малые припадки: у больного на 5–30 секунд отключается восприятие действительности, взгляд замирает. Спустя это время человек приходит в себя и не помнит о происшествии, может продолжать прерванное дело. При более сложном сценарии наблюдаются мышечные вздрагивания, глазные яблоки закатываются, искажается выражение лица, оно бледнеет или краснеет, возможно активное потоотделение.
Если речь идет о локальных нарушениях, то у человека возникают нестандартные вкусовые, слуховые и зрительные ощущения, головная боль, тахикардия, тошнота и др.
При продолжительном течении болезни у многих детей начинают отмечаться психологические изменения - проблемы с обучением, поведенческие расстройства, иногда ухудшение интеллектуальных способностей.
Для качественной постановки диагноза необходимо записаться на прием к врачу-неврологу. Также потребуется консультация эпилептолога.
Специалист изучает анамнез, зоны высокой возбудимости выявляются путем электроэнцефалографии.
Дополнительно могут привлекаться такие типы диагностики, как рентген черепа, компьютерная томография, офтальмоскопия.
Прежде всего, меняется распорядок дня пациента для того, чтобы исключить продолжительные нагрузки. Медикаментозная терапия предполагает введение противосудорожных средств. При их неэффективности прибегают к психотерапии, гормональным препаратам, иммунотерапии.
Оперативные вмешательства проводились, но нейрохирургическая практика в лечении эпилепсии по-прежнему относится к сфере научных экспериментов.
Важно своевременно и правильно оказать помощь ребенку, оказавшемуся в припадочном состоянии. При возникновении первых предвещающих признаков нужно уложить больного на спину, снять стесняющие элементы одежды так, чтобы ребенок мог легко дышать. Голову поворачивают на бок, чтобы пациент не захлебнулся слюной и у него не запал язык.
Профилактические меры нужно предпринимать на этапе планирования детей. Если расстройство обнаружено, нужно организовать регулярные посещения эпилептолога. В школе учителя должны быть предупреждены о болезни ученика и обязаны знать, как оказать помощь такому ребенку.